На днях в здании Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной прошла премия «ЛУЧШИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН РОССИИ». «Дизайн имеет значение» — таков девиз премии, организованной правительством Москвы при поддержке Министерства культуры РФ и Минпромторга России.
Так какое же значение имеет дизайн, когда мы говорим об объектах, чья основная ценность это — функциональность; зачем промышленному оборудованию быть красивым? Действительно ли эстетика важна для промышленного робота? И как отличить хороший промышленный дизайн от плохого?
Немного истории
Как отрасль промышленный дизайн сформировался во время индустриальной революции, когда на фабриках стали изготавливать одинаковые товары в больших объемах. Вещи стали доступнее, и чтобы выделить продукт среди аналогичных, нужно было придать товарам индивидуальность, сделать их не только функциональными, но и визуально привлекательными.
Пионером промышленного дизайна считается немецкий архитектор Петер Беренс. В конце 1900-х он разработал фирменный стиль для корпорации AEG: гиганта в отраслях электроэнергетики, машиностроения и техники для дома.
В нашей стране рождение промышленного дизайна связано с созданием в 1920 ВХУТЕМАС. Эта аббревиатура обозначает Московские Высшие Государственные Художественно-технические Мастерские, созданные для повышения художественного уровня товаров народного потребления и подготовки профессиональных художественных кадрах для работы в промышленности. За подготовку художников-мастеров высшей квалификации отвечали лучшие деятели искусств того времени: Родченко, Татлин, Степанова, Попова, Ладовский, Щусев, Бруни, Кандинский, Фаворский, Удальцова и другие. На смену избыточной декоративности пришла эргономика и функциональность.
Идеи ВХУТЕМАСа предполагали новый, более эффективный подход к производству. Поэтому большое значение придавалось связи с реальными производствами: хороший промышленный дизайн невозможен без глубокого понимания индустрии, для которой разрабатывается.
Промышленный дизайн сегодня
Фото Е. Самарина
Сегодня промышленный дизайн — это симбиоз искусства, инженерии, маркетинга и технологий.
Уже давно никого не нужно убеждать, что для товаров народного потребления внешний вид важен. Хороший дизайн говорит вместо слов: это надежно, продуманно, удобно, стильно, этим престижно владеть.
В тоже время эстетике общественных зон, транспортных средств, промышленного оборудования долгое время в нашей стране внимания не уделялось. У общества были другие приоритеты. Внешний вид оборудования на заводах —последнее, о чем думали.
Однако сейчас ситуация стремительно меняется. Промышленность развивается и остро нуждается в кадрах. Никто не хочет работать в неуютных серых помещениях с морально устаревшим оборудованием, внешний вид которого не вызывает доверия.
Чтобы привлечь активных, мотивированных, квалифицированных сотрудников, нужно создать комфортную среду, оснастить производство оборудованием, которое не просто функционально, но с которым приятно взаимодействовать.
Эту задачу решает промышленный дизайн. Станки и промышленные роботы должны быть созданы так, чтобы ими было удобно, просто, безопасно пользоваться. Здесь нет места украшательству. «Дизайн промышленного оборудования — это про эргономику, безупречное качество материалов и исполнения, про функциональность, выведенную на уровень искусства. Такой подход делает профессии робототехника, программиста станков, инженера престижными технологичными, востребованными», - комментирует руководитель департамента разработок TECHNORED Артур Харьков. Под его руководством команда создавала роботизированный комплекс REDCARGO, взявший первый приз в категории «Дизайн промышленного оборудования» по результатам голосования, в котором приняли участие больше полумиллиона человек.
И если при взгляде на робота или станок, даже человеку далекому от техники хочется посмотреть на него поближе, узнать, как он работает, сфотографироваться с ним, научиться управлять им — это хороший промышленный дизайн!
Разделить радость победы TECHNORED на премии «Лучший промышленный дизайн России» можно, посмотрев это видео