Роботы в образовательном процессе: как создать лабораторию промышленной роботизации в ВУЗе
О вызовах, которые встают перед ВУЗами в связи с необходимостью подготовки квалифицированных кадров для отрасли промышленной робототехники Индустии 4.0 в последнее время написано много. Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости менять методологию обучения техническим специальностям для промышленности, интенсивно сокращать разрыв между «чему мы учим» и «чего требует рынок труда».
Промышленная роботизация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений в промышленности: запрос на роботизацию растет во всех секторах промышленности: металлообработка, ОПК, микроэлектроника, пищевая промышленность, производство товаров народного потребления и медикаментов. Характерно, что рост роботизации затрагивает не только крупные предприятия, но также средние и малые, что делает нехватку квалифицированных кадров для отрасли ещё более острой.
Помимо ВУЗов и колледжей «Залатать дыры» в образовании стремятся сами промышленные предприятия, создавая собственные центры компетенций с программами по подготовке кадров. Кроме того, некоторые разработчики и производители промышленных роботов, обладающие глубокой экспертизой, также стремятся внести в образование свой вклад – в определенном смысле именно они на данный момент являются первоисточником знаний.
Однако наибольший эффект может дать синергия действий заинтересованных сторон: и важная роль в этой системе принадлежит именно государственным образовательным учреждениям.
Для чего гос.учреждениям создавать и развивать лабораторию
— Готовить специалистов востребованных профессий под потребности промышленности на материально-технической базе, которую используем реальный сектор экономики;
- Повышать рейтинг учебного заведения, как в глазах работодателей, так и в глазах абитурентов – учиться проектировать технологии, например, на роботе, куда интереснее, чем на ватмане и кульмане;
- Создавать точки притяжения лучших абитуриентов, аспирантов, сотрудников по направлению промышленной робототехники и смежных направлений, связанных с индустрией 4.0;
— Привлечение и наращивание грантовых средств на проведение НИОКР;
— Возможности участия крупных исследовательских проектах
— Возможность осуществления основных образовательных и дополнительных образовательных программ, программ повышения квалификации сотрудников предприятий в соответствии с требованиями рынка труда и предвосхищая эти запросы
Наиболее востребованные специальности, для обучения которым нужна лаборатория
Из чего состоит лаборатория
— Ячейки, наиболее востребованные в промышленности (сварка, загрузка деталей в станок, нанесение различных покрытий, паллетирование, решения, связанные с мобильной робототехникой).
— Методические материалы.
— Материалы для проведения стажировки сотрудников.
Как происходит разработка промышленной лаборатории
1. Проводим совместный анализ сильных сторон, компетенций учебного заведения, корректируем типовое предложение под возможности и потребности конкретного университета.
2. Мы общаемся с промышленными партнерами, заинтересованными в решении производственных задач. Это могут быть крупные холдинги и региональные предприятия. Они станут поставщиками технологических задач в области роботизации производства.
Наш опыт подсказывает, как важно на ранней стадии настроить лабораторию под решение практических задач, формировать и воспитывать коллектив на этих задачах, привлекать эксперта со стороны промышленности.
3. Формируем видение лаборатории в университете. Мы используем наш опыт, и анализ развития робототехнической отрасли в России и в мире.
На выходе вы получаете проект, включающий визуализацию всех составляющих, спецификацию оборудования, планировки, а также программу развития лаборатории с учетом пожеланий и возможностей университета на несколько месяцев или лет. Программа включает увязку с нацпроектами, программами стратегического развития, основными показателями развития университета, наукометрией, образовательными и другими KPI.
Посмотреть на самые востребованные виды ячеек, можно здесь